22.10.2018

Гимнастика и упражнения для осанки детям: правила выполнения, выбор места, профилактика

Комплекс упражнений для профилактики осанки

Выработке у ребенка навыка правильно держать свое тело помогают упражнения у вертикальной плоскости, упражнения с предметами на голове и упражнения на равновесие; Пусть ребенок встанет спиной к стене, прижавшись к ней туловищем. Чтобы проверить правильно ли он встал, попросите его просунуть руку за поясничный прогиб. Если проходит кулак — значит, прогиб слишком велик. При нормальном прогибе должна проходить ладонь. Убедившись, что ребенок встал правильно, объясните ему упражнения:

Упражнения у вертикальной плоскости

1. И.п. — стоять у, стены, касаясь ее затылком, спиной (лопатками или плечами), ягодицами и пятками. Попросите ребенка запомнить это положение и, не нарушая его, сделать шаг вперед, в сторону и вернуться в и. п. При повторении упражнения число шагов увеличивается, направления меняются.

2. И. п. то же, что и при выполнении первого упражнения. Приседать с прямой спиной, не переставая касаться стены затылком туловищем.

3. Стоя у стены в положении правильной осанки, выполнять различные движения, например руки вверх, в стороны, вперед, за пояс медленно поднять согнутую правую ногу вперед, захватить ее руками и прижать к туловищу; то же выполнять левой ногой.

После нескольких занятий дети принимают положение правильной осанки у стены, но не всегда могут сохранить его в движении. Особенно легко нарушается положение головы, так как его трудно уловить запомнить и закрепить, особенно при ранее создавшемся неправильном навыке. Следить же за положением головы очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

Комплекс упражнений для развития статической выносливости

1. Встать у стены в положении нормальной осанки. Положить мешочек на голову. Правильным считается такое положение головы, когда нижний край носа и ушное отверстие находятся на горизонтальной линии. С мешочком на голове (по переменно руки в стороны, на поясе, свободно вдоль туловища) пройти по заданному направлению до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол.

2. С предметом на голове, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть на пол, встать на колени и вновь вернуться в исходное положение.

3. С предметом на голове встать на стул и сойти с него.

Комплексы упражнений для формирования осанки

Упражнения в равновесии направлены на то, чтобы при любых движениях удерживать позвоночный столб в прямом положении: а это имеет большое значение для формирования осанки.

Упражнения в равновесии

1. Стоя поперек гимнастической палки, ноги вместе, перенести тяжесть тела вперед на носки затем назад на пятки. Повторить несколько раз. С места не сходить, равновесие не терять, стараться ощутить перемещение центра тяжести. В последующие занятия упражнение усложняется. Его можно выполнять на повышенной опоре — скамеечке, табуретке или стуле.

2. Балансирование с предметом на голове, стоя на гимнастической палке, положенной на две гантели, расположенные на расстоянии 60 см.

3. Балансирование на доске (15-30 см), положенной на гантели. Во время выполнения упражнения стараться поддерживать правильное положение туловища.

Для предупреждения сутулости очень полезны следующие упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

1. И. п. — встать прямо, ноги врозь. Положить ладони на лопатки (локти вверх наружу), затем развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга.

2. И. п. то же. Сцепить кисти за спиной — правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками. Затем поменять положение рук. Это упражнение можно выполнять, перекладывая из руки в руку небольшой мяч или другие мелкие предметы.

3. И. п. — сидя. Напряженные, медленные наклоны туловища назад за счет движения позвоночника в грудной части.

4. Наклоны и повороты туловища вправо и влево с гимнастической палкой на лопатках. Ходьба и медленные приседания с палкой за спиной на изгибе локтей. Туловище держать прямо

5. Дуговые движения руками над головой назад и вперед, взявшись за концы палки. Руки в локтях не сгибать.

Упражнения для плоской спины

1. Стоя на коленях, наклоны назад прогнувшись.

2. Лежа на животе, захватить руками ступни, и подтянуть их к голове.

3. Стоя на правой ноге, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, оттянуть назад-вверх. То же другой ногой.

Для профилактики нарушений осанки можно включать в комплексы утренней гимнастики или физкультминутки по одному упражнению из каждого предлагаемого цикла.

Выполнять упражнения надо правильно и систематически, чтобы дефекты осанки не перешли со временем в фиксированные формы, так как в этом случае исправить их будет намного труднее.

Консультация на тему:
Комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки,стоп.

Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания у дошкольников потребности в заботе о своем здоровье».

Предварительный просмотр:

Формирование правильной осанки

Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания у дошкольников потребности в заботе о своем здоровье».

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждении и коррекции дефектов осанки у дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений, и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендовать следующие формы физических упражнений: утреннюю гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо, и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Приводим примерный комплекс упражнений утренней гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке.

Для устранения нарушений осанки большинство специалистов рекомендуют использовать среднее (4—6 раз) и большое (8—12 раз) количество повторений каждого специального упражнения.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.

Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников.

Многие ученые-практики считают, что лучшее средство выработки правильной осанки – упражнения для мышц плечевого пояса, спины, затылка и напряженные выгибания.

Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

1-ая группа упражнений наиболее проста — их четыре:

«Птичка» . Ребенок сидит, скрестив ноги, руки согнутые в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребенку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.

«Подсвечник» . Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Инструктор следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет» . Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи инструктора садится. По мере овладения упражнением помощь инструктора проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

«Самолет планирует» . Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Инструктор корригирует вертикальное положение корпуса.

Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

«Казачок». Ребенок держится за руки инструктора и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.

«Балерина». Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Инструктор придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия.

«Зайчик служит». Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Инструктор поддерживает ребенка за руки.

Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий – это подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят от возраста детей : чем меньше ребенок, тем проще правила.

В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др., у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения, при правильной методике их применения, помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.

3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

4. Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.

5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.

8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.

9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

10. Эффективно использовать подвижные игры, главный вид деятельности дошкольников, для физкультурно-оздоровительной работы. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения.

Главная задача воспитателей — научить ребенка правильному выполнению этих упражнений сначала путем показа, затем, помогая ребенку, путем коррекция его позы и движений, добиваться нужного распрямления спины, растягивания тех или иных мышечных групп, связок. Так, обучая упражнению «самолетик» при положении ребенка на коленях с разведенными в стороны руками и поочередными наклонами то в одну, то в другую сторону, взрослый должен поглаживать ребенка по спине, помогая выпрямлять позвоночник. Перемещение руки на лопатки также помогает выпрямлению спины. При «приземлении самолетика», когда ребенок наклоняется, его надо придерживать за ноги, чтобы колени не сгибались. Наблюдение, помощь и поддержка родителей нужны для правильного выполнения всех упражнений этой группы.

Примерный комплекс упражнений

для исправления осанки

1. И. п. — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4. И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5. И. п. — то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

6. И. п. — лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

7. И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.

8. И. п. — лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины.

9. И. п. — то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

10. И. п. — лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка»).

11. И. п. — лежа на спине «Велосипед».

12. И. п. — лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 — 4 счета, медленно опустить их в и. п.

13. И. п. — то же на левом боку.

14. И. п. — сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.

15. И. п. — сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

16. И. п. — стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.

17. И.п. — стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

19. И. п. — сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 — 10 раз.

20. И. п. — сидя, колени согнуты (угол 30′). Потрясти ногами в стороны.

21. И. п. — лежа на спине. «Ножницы» — горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

22. И. п. — стоя. «Замочек» — завести Одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

23. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п..

24. И. п. — сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

25. Катать скакалку или палку двумя ногами 3 мин.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)

2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)

3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

5. «Пяточки поссорились , помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

6. «Гусеница пошла гулять». С топы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. (2-3 раза).

7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)

8а. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)

8б. «Покажи ёжику солнце». Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить. (8-10 раз.)

9. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)

10. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)

10а. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

11. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П.)

12. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

13. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

14. «Мишка косолапый». Ходьба на внешней стороне стопы.

15. «Отправляемся в поход». Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

Я цапля, цапля, цапля.

На всех подружек сверху

Смотрю, смотрю, смотрю.

16. «Шагаем по канату». Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

И.п.: сидя на коврике.

17. «Султан». Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая:

Я султан, я султан,

Посмотри на мой кафтан.

Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

18. Ходьба по массажной дорожке:

а) по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности – прыгать на носках;

в) по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

19. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5см).

20. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.

Правила выполнения упражнений для осанки в домашних условиях: описание гимнастики и польза занятий

Нарушение осанки у детей и взрослых не только ухудшает внешний вид, но и негативно сказывается на физиологических функциях позвоночника, мешает работе желудка, легких, сердца. Искривление позвоночника вызывает дискомфорт в зоне спины, быструю утомляемость, появляются боли в стопах во время ходьбы, хорошо заметна асимметричность лопаток и плеч.

Нужно вовремя начать терапию, использовать несколько методов. Упражнения для осанки в домашних условиях – эффективное средство для возвращения правильного положения позвоночника, укрепления мышц спины. При отсутствии лечения легкая и умеренная степень нарушений прогрессирует, развиваются сколиотические изменения.

Причины нарушения осанки

Большинство пациентов разного возраста сталкиваются с приобретенным поражением отделов позвоночника: процент родовых травм и врожденных деформаций намного ниже. Нужно знать причины, влияющие на формирование неправильной осанки, кифоза, сколиоза, чтобы вовремя скорректировать рацион, образ жизни, повысить физическую активность.

Основные виды негативных факторов:

  • рахит;
  • врожденная кривошея;
  • травмирование первого шейного позвонка у ребенка в процессе родов;
  • малоподвижный образ жизни: родители не прививают интерес к физической культуре;
  • плоскостопие;
  • дефицит кальция при скудном рационе;
  • неправильное положение спины в положении «сидя» за партой, при просмотре телепередач, за компьютером;
  • неподходящий размер мебели для растущего ребенка: приходится спать на боку, согнувшись, если давно пришла пора менять кровать;
  • избыток углеводистой и жирной пищи в меню, нехватка витаминов, рыбы, белка, фосфора, биологически активных веществ.

Узнайте инструкцию по применению таблеток Индометацин при воспалении и боли в костно — мышечной системе.

Общие правила терапии и эффективные методы лечения гипоплазии правой позвоночной артерии собраны в этой статье.

У взрослых

Факторы, провоцирующие нарушение осанки:

  • длительная работа за компьютером;
  • привычка сидеть и ходить, сгорбившись;
  • иммунодефицитные состояния;
  • отсутствие либо неоконченный курс ортопедического лечения в детстве;
  • тяжелый физический труд;
  • костный туберкулез и остеопороз, заболевания позвоночника;
  • изменение структуры костной ткани при нарушении минерального обмена;
  • курение (один из факторов, нарушающих структуру позвоночника и межпозвоночных дисков, за счет чего повышается риск нарушения осанки);
  • слабость мышц спины, нежелание заниматься гимнастикой.

Признаки и симптомы

На человека с правильной осанкой приятно смотреть: спина ровная, нет сутулости, голову он держит прямо, плечи расправлены и слегка опущены назад, походка легкая, живот подтянут. Слабые мышцы, поврежденная хрящевая ткань, кости, теряющие плотность – предпосылки для развития отрицательной симптоматики.

Каждая форма нарушения осанки имеет характерные признаки, но есть общие проявления, указывающие на начальную стадию искривления позвоночника. Внимательные родители должны проверять осанку у ребенка, каждый год посещать детского хирурга для выявления негативных изменений. Взрослые также не должны оставлять без внимания признаки нарушения осанки лишь потому, что согласно распространенному заблуждению, после 20–30 лет невозможно остановить сколиотические изменения.

Основные признаки проблем с осанкой:

  • сутулость;
  • живот выпячен;
  • плечи опущены вперед;
  • человек горбится при ходьбе и в положении «сидя»;
  • сложно держать спину прямо из-за слабости мышечного корсета и кифоза;
  • одно плечо у взрослого или ребенка выше другого, та же ситуация – с лопатками;
  • появляется слабость после длительной ходьбы, нередко болят стопы;
  • спина неестественно прямая, уплощенная, голова откинута назад, корпус тоже;
  • если осмотреть на человека, лежащего на животе, то заметно: длина ног несколько отличается;
  • появляется боль в спине и груди;
  • развивается искривление позвоночника;
  • ухудшается функционирование внутренних органов в зависимости от отдела, в котором возникают сколиотические изменения.

Почему важно следить за правильной осанкой? Сохранение четырех физиологических изгибов поддерживает правильное положение опорного столба, предупреждает поражение дисков, связочного аппарата, спинного мозга, чувствительных нервных корешков. Оптимальное распределение нагрузки на фоне правильной осанки снижает риск травм, компрессионных переломов и заболеваний опорного столба. Нарушение осанки может привести к остеохондрозу, проблемам с кровообращением и дыханием, на фоне быстро прогрессирующего кифосколиоза растет реберно-позвоночный горб.

Классификация

Врачи выделяют два типа нарушения осанки у пациентов разного возраста:

  • во фронтальной плоскости. Активно протекают сколиотические изменения на фоне искривления позвоночника. Основное отличие – скручивание позвоночного столба вокруг оси. Характер негативной симптоматики зависит от степени сколиоза;
  • в сагиттальной плоскости. Ортопеды и вертебрологи выделяют несколько разновидностей нарушения осанки: кругло-вогнутая и плоско-вогнутая спина, плоская спина. Еще один вариант: круглая или сутулая спина.

Диагностика

При подозрении на нарушение физиологических изгибов опорного столба нужно посетить ортопеда, хирурга либо вертебролога. Врач проводит внешний осмотр, просит человека наклониться, свесив руки: чем сильнее степень отклонения от оси, тем больше отличие между правой и левой половиной спины.

Также важно сделать рентген позвоночника, чтобы увидеть степень искривления в разных отделах. При тяжелой форме патологии дополнительно назначают МРТ, чтобы разобраться в состоянии нервов, связочного аппарата, сосудов и мягких тканей.

Лечение нарушения осанки при помощи упражнений

На раннем этапе изменений в позвоночнике важно задействовать несколько методов, чтобы вернуть опорному столбу физиологические изгибы. Положительный результат дает плавание, ношение ортопедического корсета, массаж, изменение рациона, витаминотерапия, физиопроцедуры.

Первый этап упражнений для исправления осанки – разминка:

  • исходное положение в начале занятий – стоя, руки опущены. Медленно наклонить голову вначале к одному плечу, затем к другому, опустить подбородок ближе к груди, потом слегка отклонить голову назад;
  • наклоны в стороны, далее вперед-назад. Важно растянуть мышцы спины. Нельзя совершать резких движений, прогибаться так, чтобы ощущалась болезненность;
  • поднять прямые руки. Теперь нужно хорошо потянуться, слегка присесть, далее откинуть руки назад, повторить упражнение;
  • важно глубоко (но в меру, без помутнения сознания) дышать, обеспечивать повышенный объем кислорода для занятий.

Ориентировочный комплекс упражнений для выпрямления осанки:

  • первую часть гимнастики выполнять стоя;
  • руки вверх, синхронные круговые движения вперед, после назад;
  • по очереди поднимать и опускать плечи;
  • руки в замке за спиной. Наклоны вперед, стараться отодвинуть «замок» как можно дальше назад и вверх;
  • одновременно опускать и поднимать плечи из положения стоя;
  • перекинуть правую руку за спину, левой снизу пытаться дотянуться до второй конечности. При искривлении позвоночника с одной стороны это упражнение выполнять сложнее.

Посмотрите подборку эффективных методов лечения цервикокраниалгии на фоне шейного остеохондроза.

О симптомах и лечении артроза дугоотросчатых суставов поясничного отдела позвоночника написано на этой странице.

Перейдите по адресу http://vse-o-spine.com/bolezni/drugie/subhondralnyj-skleroz.html и узнайте о том, что такое субхондральный склероз позвоночника и как лечить заболевание.

Теперь нужно лечь на коврик:

  • руки опустить, обязательно ладони поднять вверх. Нужно одновременно поднять плечи и вытянутые стопы вверх, задержаться на 3–5 секунд, опуститься на пол. Во время подъема плеч голова прямо;
  • руки прижать к плечам. Поднимать верхнюю часть корпуса, локти в стороны;
  • лечь на спину, упражнение «полумостик». Ноги согнуть в коленях, ладони вытянутых рук прижаты к полу. Поднять таз, напрячь мышцы ягодиц, спустя 10 секунд опуститься на пол.

Заключительный этап – «контрольная поза». Встать около стены, хорошо прижаться к поверхности. Нужно следить, чтобы пятки, ягодицы и лопатки касались стены. Зафиксировать ощущения, расслабиться спустя 10 секунд. Периодически нужно вспоминать правильное положение, проверять осанку.

Количество подходов нужно постепенно увеличивать, по 1 минуте отдыхать между упражнениями, довести время занятия до 30 минут. При появлении боли, сильной усталости либо необычных ощущений в позвоночнике нужно отказаться от гимнастики, посоветоваться с врачом по поводу возможных причин дискомфорта. Заниматься нужно 3 раза в неделю: нерегулярное выполнение комплекса не приносит лечебного эффекта.

Профилактика нарушений осанки

Рекомендации:

  • делать зарядку, заниматься пилатесом, аквааэробикой;
  • получать достаточно кальция и витаминов;
  • не горбиться;
  • кровать (для профилактики заболеваний позвоночника) должна быть достаточно жесткой: перины, высокие подушки исключены. Подходящий вариант для комфортного сна – ортопедический матрац;
  • гулять на свежем воздухе в солнечную погоду (не в жару) для образования достаточного количества витамина D;
  • по рекомендации ортопеда нужно носить поддерживающий иди корригирующий корсет. Реклинатор сохраняет правильную осанку, «подсказывает» мышцам спины правильное положение для оптимального положения;
  • следить за осанкой во время работы за компьютером и ноутбуком, при занятиях в школе, просмотре телевизора;
  • ходить в бассейн, плавать стилем «брасс», но не прыгать с вышки и бортика;
  • больше двигаться;
  • с ребенком посещать хирурга или ортопеда каждый год для профилактических осмотров;
  • после 45 лет женщинам контролировать гормональный фон для предупреждения остеопороза;
  • не носить тяжести в одной руке;
  • оборудовать комфортное рабочее место: высота стула и стола должна соответствовать нормам и росту человека;
  • периодически менять кровать на больший размер спального места, если ребенок быстро растет.

Видео — комплекс упражнений при нарушении осанки у взрослых и детей:

Урок по физической культуре «Осанка. Профилактика нарушений осанки».

Урок по физической культуре для 6 класса на тему: «Осанка. Профилактика нарушений осанки».

Просмотр содержимого документа
«Урок по физической культуре «Осанка. Профилактика нарушений осанки».»

План — конспект урока по физической культуре.

Предмет: физическая культура 6 класс

Тема урока: «Осанка. Профилактика нарушений осанки».

Цель: создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной осанки.

Образовательные задачи(предметные результаты):

Познакомить детей с правилами для поддержания правильной осанки.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

формирование правильной осанки, культуры двигательной активности учащихся на уроке, развивать навык взаимодействия учащихся, быстроту, ловкость, внимание, координацию движений (познавательное УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты): Воспитывать потребность в сохранении своего здоровья, воспитывать чувство коллективизма и доброжелательности, уважение к одноклассникам.

Мотивировать детей на безопасный, здоровый образ жизни.

Понимание необходимости выполнения упражнений для укрепления мышц спины.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Умение оценивать себя.

Познавательные: Учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные: Формирование умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон.

Тип урока: комбинированный.

Необходимое оборудование: стул (привязать косу); измерительные ленты – 2шт; ноутбук – 1шт; стол-2 шт; гимнастические палки- 19шт; гимнастическая лестница; 2- лавочки; ватман-2шт; картинки с изображением людей; кружочки с правилами; ножницы-2шт; скотч-2шт (готовый нарезанный и прикреплён к обручу); 2 – книги; 2 – стойки –фишки; секундомер; смайлики 2х18 шт для оценивания урока.

Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия на уроках физкультуры

Муниципальное общеобразовательное учреждение Олойская

средняя общеобразовательная школа

Директор школы МОУ Олойская СОШ

«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

1. Для оздоровления обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата целесообразно создать в образовательном учреждении специальные группы корригирующей гимнастики.

2. Занятия в группах корригирующей гимнастики после предварительной подготовки (под контролем врача по лечебной физкультуре поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера), может проводить преподаватель физкультуры.

3. Занятия в группах корригирующей гимнастики проводятся два раза в неделю, продолжительность каждого занятия — 45 мин (Приложение 1).

5. Необходимо рекомендовать детям выполнение физических упражнений в виде «домашних заданий» с предварительным разучиванием на уроках в образовательном учреждении и последующей регулярной проверкой их выполнения (Приложение 2).

КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСАНКИ

1. Исходное положение (и. п.) — стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в и. п. (основная стойка-выдох). То же самое другой ногой.

2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3-4 – и. п. – выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и. п.

4. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

6. Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая).

7. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в и. п. – выдох.

9. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Упражнения с палочкой

1. Поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад.

2. Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 – поднять руки с палочкой вверх – вдох, 2 – опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена – выдох, 3-4 – другой ногой.

3. Ноги на ширине плеч, палочка на груди: 1 – поднять палочку вверх; 2 – положить палочку на лопатки; 3 – поднять палочку вверх; 4 – исходное положение.

4. Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка: 1 – руки с палочкой на грудь, одно колено к животу; 2 – руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом); 3 – повторить первое положение; 4 – исходное положения, то же с другой ноги.

5. Палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются.

6. Палочка лежит на полу. Перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе.

7. Ходьба по палочке приставным шагом (носки и пятки касаются пола).

Упражнения с резиновым бинтом

1. Стоя на бинте, кисти с бинтом на поясе, самовытяжение (макушкой тянуться вверх).

2. Стоя на бинте, ноги на ширине стопы, руки опущены, в руках бинт. Поднимание прямых рук через стороны вверх (бинт натянут) с последующим опусканием рук.

3. И. п.: стоя на бинте, ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад (бинт на лопатках вертикально).

4. Приседание на носках, стоящих на бинте, с разведением коленей и подниманием прямых рук вверх.

5. Бинт на груди (один или два слоя). Растягивание бинта на груди с отведением локтей в стороны и сведением лопаток.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ПЛОСКОСТОПИЕМ В ВИДЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку сначала одной ногой, потом другой.

Ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной ногой, потом другой.

Ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. То же самое делает другой ногой. Затем, без помощи рук, перекладывает эти предметы из одной кучки в другую.

Ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

Ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях.

Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Статья написана по материалам сайтов: infourok.ru, nsportal.ru, vse-o-spine.com, multiurok.ru, pandia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]