25.03.2019

Подъем стопы (высокий, низкий), как определить строение ступни у ребенка

Человек, в отличие от большинства других млекопитающих, передвигается на двух ногах. В результате чего у него произошли изменения в строении позвоночника и нижних конечностей, принявших на себя основную нагрузку. Немаловажную роль в этом играет и подъем стопы.

Значение и функции

Даже при внешнем рассмотрении ступня человека имеет сложное строение. Она включает в себя три отдела:

  • передний, в который входят пальцы и подушечки, следом за ними;
  • средний, область между пальцами и пяткой, в ней находится свод стопы;
  • задний, включающий пятку.

При этом все части соединяются между собой гибкими сочленениями с помощью хрящей, связок и мышц, что обеспечивает устойчивость стопы и одновременно ее подвижность. При этом свод стопы является элементом всей системы, берущим на себя значительную часть амортизационной функции при ходьбе. Эффективность его «работы» зависит от уровня развития мышц, образующих подъем, а они формируются в детстве в возрасте примерно от 3 до 10 лет, а также от наследственных факторов и от степени разработанности.

Типы подъемов и их определение

Подъем стопы принято разделять на нормальный, низкий и высокий. Чтобы определить подъем стопы, достаточно встать на ровную поверхность полностью на подошву и, не сгибая коленей, прогнуться, просунув указательный палец в пространство между ступней и полом.

В зависимости от длины пальца, которая вошла в промежуток, свод и определяют как:

  • нормальный, если палец пролез на 12–15 миллиметров;
  • низкий, если менее чем на 12 мм;
  • высокий, если более чем на 15 мм.

Еще один доступный метод измерить показатели – влажный тест, который многие проходили при медосмотрах в школе. Нужно взять лист бумаги, положить его на пол, ногу смочить водой или смазать жирным кремом и наступить на лист. Стоять нужно ровно естественным образом, не заваливаясь на сторону.

Через несколько секунд ногу нужно убрать, а получившийся отпечаток внимательно рассмотреть и провести две линии: от центра подушечки на большом пальце до пятки, и перпендикулярную ей в месте максимального сужения стопы. При нормальном своде длина второй линии будет чуть больше половины первой. Если внимательно посмотреть на ногу человека в спокойном состоянии сверху и с внешней стороны, то видно высокий подъем стопы или нет.

Однако, некоторые специалисты говорят, что этот тест не совсем точен, поскольку встречаются случаи, когда у человека имеется низкий свод стопы, но подъем нормальный или высокий. Поэтому лучший вариант определения – обратиться к врачу-ортопеду. Для человека оптимальным является нормальный подъем, поскольку он обеспечивает наиболее правильное распределение нагрузки.

При высоком подъеме происходит наклонение стопы наружу во время движения. В результате нагрузка распределяется неравномерно, а в значительной степени приходится на два последних пальца, что способствует появлению растяжений и вывихов. Нередко у людей, у которых подъем поднят, болят колени.

Низкий подъем также является неправильным, он говорит о том, что стопа слишком плоская, поэтому значительная нагрузка переходит на большой палец, а амортизационная функция выполняется плохо.

У обладателей подобной деформации часто болит спина, и устают ноги от длительных физических нагрузок. Подверженность травмам также довольно высокая. Кроме того, неправильно сформированный подъем стопы способствует развитию различных заболеваний:

  • остеопороза;
  • подошвенного фасциита;
  • бурсита;
  • невромы Мортона;
  • подагры и других.

Как устранить дефект?

Формировать подъем лучше у маленького ребенка, пока еще кости и мышцы не приобрели окончательное положение, их легче изменить. Во взрослом возрасте провести эти процедуры гораздо сложнее. Однако, стоит помнить, что у ребенка процесс формирования свода может длиться до 10 лет. Высокий подъем встречается крайне редко, чаще это профессиональное отклонение, например, у балерин, которые долгие годы тренируют мышцы и добиваются определенного положения стопы.

При этом убрать его нельзя, он может постепенно стать чуть ниже при отсутствии физических нагрузок и уменьшении тонуса мышц. Единственное, что можно сделать, это помнить о высоком подъеме при покупке обуви, не допуская, чтобы она сильно сжимала ступню. А вот уменьшить проблему низкого подъема вполне можно. Добиться этого помогают специальные упражнения и аппараты.

Конечно, многое зависит от физиологических особенностей каждого человека, и у одних процесс пойдет быстрее, а другим придется затратить значительные усилия. Основная группа упражнений нацелена на растяжку мышц и сухожилий, эффективность их будет зависеть от частоты занятий и правильности выполнения упражнений.

Одни из наиболее простых действий:

  • ходьба босиком по поверхности с различным рельефом (песок, галька, трава и прочие);
  • ходьба на носочках, на внешней и внутренней сторонах стоп;
  • захват предметов пальцами ноги;
  • катание различных предметов ногой;
  • оттягивание носков на себя или от себя и так далее.

Каждое упражнение выполняется в течение 5–7 минут с примерно 20-кратным повторением. Перед выполнением на растяжку следует разогреть мышцы с помощью массажа или физических упражнений. В качестве дополнительных предметов можно использовать:

  • валики под пятку;
  • ленты;
  • супинаторы, увеличивающие свод стопы;
  • накладки для разделения пальцев;
  • клинья, исправляющие угол наклона ступни;
  • корректоры, укладываемые под среднюю часть подошвы.

К примеру, с помощью ленты можно усилить нагрузку. Для выполнения упражнения нужно сесть на пол, вытянуть ноги перед собой и накинуть на ступню ленту. Затем аккуратно потянуть ленту на себя, вытягивая пальцы. Через 1–2 минуты, наоборот, пальцами потянуть ленту назад, преодолевая сопротивление. Хорошие результаты дают танцевальные приемы, которые используются специалистами. В этом помогут классические балетные позиции.

Для начала нужно встать ровно, ноги на ширине плеч, носки максимально развернуть в стороны, не отрывая пятки. Ноги должны быть напряжены. Если получается, можно попробовать присесть в такой позиции, при этом руки должны быть на талии, а спина держаться прямо. Аналогичное упражнение, ноги нужно поставить друг перед другом, максимально развернув носки в сторону, таким образом, чтобы пятка одной ноги соприкасалась с носком другой.

Добиться такого положения очень сложно, но при регулярных занятиях это вполне доступно для большинства людей. Кроме того, для растяжения можно использовать специальные тренажеры, которые требуют меньше усилий, но дают большую эффективность. Однако стоит помнить, что они оказывают сильное воздействие и не переусердствовать, иначе можно получить травму голеностопа, лечение которой довольно длительное.

Важно! Во время занятий нужно предотвратить неприятные последствия и принять некоторые меры предосторожности:

  • в первые разы обмотать ступни эластичным бинтом;
  • не заниматься, если чувствуется боль;
  • тянуть мышцы аккуратно и медленно после разогрева;
  • в этот период по возможности использовать ортопедическую обувь или рельефные стельки, которые уменьшат нагрузку при движении.

Восстановление нормальной формы подъема является профилактикой других заболеваний. Подъем стопы играет роль в обеспечении амортизации во время ходьбы и бега, у большинства людей он имеет высоту в пределах нормы, но иногда его необходимо увеличить для лучшего распределения нагрузки. Тогда на помощь приходят специальные упражнения и терпение.

Как определить тип свода стопы

В статьях о беговых кроссовках можно часто встретить такие термины как «пронация», «тип свода стопы». По сути, эти термины относятся к одной и той же биомеханической характеристике – высоте свода стопы.

Как определить тип свода стопы

Три основных свода стоп

В целом, принято выделать три основных типа свода стопы:

  1. Стопы с высоким сводом. Такой свод можно без труда распознать даже визуально, поскольку при ровной постановке стопы на пол видно высокий подъем и значительное возвышение средней части стопы над поверхностью.
  2. У обладателей высокого свода главная сложность заключается в недостаточной пронации – стопа во время бега и ходьбы сильно разворачивается кнаружи.
  3. Плоские стопы. Прямая противоположность высокому своду – стопа практически полностью стоит на полу.
  4. При плоскостопии имеется чрезмерная пронация, то есть при беге стопы разворачиваются вовнутрь.
  5. Нормальный свод. Это самый часто встречающийся тип. Во время бега нормальный свод не дает никаких значительных биомеханических искажений при постановке стопы.

Почему важно знать свой тип свода стопы

Тип свода стопы – ключевая характеристика при подборе беговых кроссовок. Именно от того, насколько кроссовки соответствуют пронации бегуна, будет зависеть безопасность и результативность бега.

Так, при высоком своде (гипопронации) лучше выбирать кроссовки с повышенной амортизацией и ударопрочной подошвой. О нужной модели подскажут термины «flexible» или «extra padding» на этикетке.

Если стопа плоская (гиперпронация), то главной характеристикой при выборе беговой обуви должна стать стабилизация и достаточная жесткость подошвы, о чем свидетельствуют надписи «action control» и «durability».

Обладателям нормального свода, как правило, не требуется никакой специальной коррекции, а обувь с повышенной амортизацией или стабилизацией может нанести лишь вред. Подойдут кроссовки для нормальной пронации, а таких моделей на рынке огромное количество.

Как определить тип свода стопы

К сожалению, не всегда консультанты в спортивном магазине способны помочь выбрать действительно подходящую обувь. Поэтому отправляясь за парой беговых кроссовок лучше заранее определить свой тип.

Сделать это можно двумя способами: посетив врача хирурга или ортопеда, или самостоятельно в домашних условиях с помощью визуального осмотра или мокрого теста.

Визуальный осмотр

Встаньте прямо, затем, не сгибая ногу в колене и не отрывая стопу от пола, просуньте под свод стопы указательный палец.

Палец удалось продвинуть:

  • на 25 и более мм – у вас высокий свод (недостаточная пронация);
  • менее чем на 12 мм — плоский свод (чрезмерная пронация);
  • от 12 до 25 мм – вы обладатель нормального свода (нормальная пронация).

Мокрый тест

Наполните таз водой и постелите на пол сухой лист бумаги (желательно темной, чтобы вы без труда увидели свой отпечаток).

Опустите ноги в воду, а затем встаньте на лист.

Сойдите с листа и посмотрите на получившийся отпечаток стопы.

Если между передней частью стопы и пяткой существует большой изгиб, это говорит о высоком подъеме.

Если на листе стопа отпечаталась практически полностью, от носочной до пяточной части – это свидетельствует о плоскостопии.

Если же на внутренней части стопы есть лишь небольшой изгиб – у вас нормальный свод.

Стоит отметить, что типы свода не ограничиваются теми, что описаны в данной статье. Так, например, есть спортсмены с нормальным сводом, но склонностью к чрезмерной пронации.

Такие тонкости можно выяснить, если проанализировать походку спортсмена. Если же консультация специалиста недоступна, выбирайте модели обуви, находящиеся на стыке двух характеристик – например, предназначенные для бегунов с нормальной и чрезмерной или нормальной и недостаточной пронацией.

РАЗВИТИЕ СТОПЫ У РЕБЕНКА

Что важно знать родителям о формировании стопы малыша?
Комментирует Баранов Федор Алексеевич, врач травматолог, кандидат медицинских наук, ортопед второй категории Детского поликлинического центра « КОСМА»

Правильное формирование стопы у ребенка имеет исключительное значение. Ведь в опорно-двигательной системе человека стопа обеспечивает выполнение ряда важнейших функций: опорной, амортизирующей, ходьбы, а в целом передвижение в пространстве и сохранение равновесия.

СТРОЕНИЕ СТОПЫ РЕБЕНКА

Стопа как орган имеет сложное анатомическое строение, в ее состав входит 26 костей, 42 мышцы и множество связок. Соединяясь между собой, анатомические элементы стопы образуют две дуги, которые называются сводами стопы: продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Благодаря наличию этих сводов, стопа опирается не всей поверхностью, а тремя основными точками: пяточная кость и основания 1 и 5 пальцев стопы. При уплощении сводов, стопа опирается всей своей поверхностью, что приводит к ухудшению амортизирующих свойств.

КАК РАСТЕТ СТОПА

На фоне интенсивного роста ребенка развиваются и его стопы. Так у новорожденного длина стопы составляет приблизительно 7,5 сантиметров, однако маленькие стопы растут быстро. На втором и третьем году жизни стопы ребенка вырастают на 2-3 размера в год. Даже в школьном возрасте стопа может расти со скоростью 1-2 размера в год. Рост стопы обычно завершается только в подростковом возрасте. При этом ноги девочек прекращают расти между 11 и 14 годами, у мальчиков позже, к 18 годам. Такой активный рост стопы отражается и на анатомо-функциональном состоянии стоп. У младенцев до 3-х лет стопа очень мягкая и гибкая. Это связано с повышенной эластичностью связок, недостаточно развитыми мышцами, наличием жировой подушки, содержанием в костной ткани содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность. По этим же причинам продольный свод стопы у детей в этом возрасте плоский, что является нормальным физиологическим состоянием.

УЧИМСЯ СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ

ЗАБОЛЕВАНИЯ СТОПЫ – ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

К сожалению, иногда встречаются как врожденные, так и развивающиеся в процессе роста ребенка (приобретенные) заболевания стоп.К первой группе заболеваний относятся врожденная косолапость, врожденная плоско-вальгусная деформация стоп (стопа-качалка), а также различные аномалии развития стоп, такие как, сращение пальцев, добавочные пальцы и др. Причиной врожденной патологии стоп являются пороки развития во внутриутробном периоде. Данные заболевания выявляют, как правило, в роддоме с дальнейшим направлением маленьких пациентов в специализированные детские ортопедические стационары.

ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ

Наиболее распространенным заболеванием, которое развивается в процессе роста ребенка, является плоскостопие, может сочетаться с вальгусной установкой стопы. Большинство детей рождаются с мнимым или физиологическим плоскостопием, что объясняется обилием подкожной жировой клетчатки подошвенной поверхности стопы. С ростом ребенка и развитием ходьбы, бега развивается и мышечно-связочный аппарат. Стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 5 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до 4-5 лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию. На развитие плоскостопия влияют следующие факторы: избыточный вес, передний тип постуры, ношение неудобной обуви, нерациональные нагрузки, травмы стопы и голеностопного сустава, тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения, перенесенный рахит, заболевания желудочно-кишечного тракта, гипотонус в мышцах голени и стоп, гипермобильность в суставах, наследственность.

Важным мероприятием по профилактике плоскостопия является ношение правильной анатомической обуви. Критериями «полезной для стопы» обуви являются: широкая носовая часть обуви, жесткий задник, гибкая подошва, супинатор, небольшой каблучок, разумный запас размера (около 0,5см).

НА ЧТО ВЛИЯЕТ ПЛОСКОСТОПИЕ?

У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, коленные, тазобедренные суставы, позвоночник. В дальнейшем, в более старшем возрасте это может привести к стойкому болевому синдрому в ногах и спине, нарушению осанки, артрозу в суставах нижних конечностей, остеохондрозу позвоночника.При подтверждении диагноза плоскостопия нужно немедленно приступать к лечению. К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, тем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции. Лечение состоит из специальной физкультуры для укрепления мышц голени и стопы, массажа, физиопроцедур и ношения ортопедических стелек или ортопедической обуви. Среди современных направлений медицины в настоящее время проблемой плоскостопия занимается остеопатия, мануальная терапия. В редких случаях при тяжелой степени плоскостопия показано оперативное лечение.

В возрасте до 5 лет важно с ребенком заниматься профилактикой плоскостопия. А именно: хождение босиком по неровной поверхности (песок, трава, галька, массажные коврики, и др.); выполнение упражнений для укрепления мышц голени и стоп – хождение на носках, на пятках, на внешнем крае стопы, перекаты стоп, захват мелких предметов пальцами стоп и др.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СТОПЫ

Для выявления и своевременного лечения различной ортопедической патологии необходимо проходить профилактические осмотры у травматолога-ортопеда и врача-остеопата, мануального терапевта.Ортопедический осмотр проводится:в роддоме — неонатологом — для исключения заболеваний скелета, аномалий развития, врожденных деформаций, в том числе и врожденного плоскостопия;до 3-х месяцев – травматологом-ортопедом — для исключения патологии опорно-двигательной системы и оценке физического, анатомо-функционального состояния;в 6 месяцев — по показаниям;в 1 год – обязательный осмотр у травматолога-ортопеда. Этот возраст является важным этапом в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах;в возрасте старше 1 года осмотр у травматолога-ортопеда проводится не реже 1 раза в год.

О чем расскажут стопы

Читать можно не только по руке, но и по ноге. Этим, в частности, занимается британский рефлексолог Джейн Шиан. Мы приводим несколько ее наблюдений, которыми можно воспользоваться для определения характера человека по строению его стопы.

Джейн Шиан (Jane Sheehan) — рефлексологист из Великобритании, занимается определением характера по особенностям стопы с 1998 года. Автор трех книг о чтении по стопам, одна из которых называется “Let us read our feet!”. Проводит семинары, читает лекции и публичные чтения на различных мероприятиях обувных брендов.

Широкая стопа: если человеку трудно подобрать себе обувь, потому что ширина стопы превышает среднестатистическую, это значит, что вы имеете дело с трудягой, который не может ни минуты посидеть без дела и жаждет постоянно чем-то заниматься. Если правая стопа шире левой, в прошлом обладатель такой ноги был неутомимым трудоголиком, но сейчас сбавил обороты и научился расслабляться и отдыхать. И наоборот, если шире левая стопа, значит, человек сейчас работает больше и усерднее, чем когда-либо.

Узкая стопа: обладатель узкой стопы привык к тому, что люди делают многое за него. Он умеет и любит поручать окружающим различные дела, а сам без зазрений совести в это время расслабляется и отдыхает.

Высокий подъем: если свод стопы высоко поднят, это говорит о том, что человек обладает большой внутренней силой, наслаждается своим обществом и восстанавливает силы в одиночестве. Это не значит, что обладатель высокого подъема необщителен, — вовсе нет, — просто ему легче все сделать самому, чем просить об этом окружающих.

Низкий подъем: человек с низким подъемом — экстраверт. Он отдыхает в обществе других людей, не любит оставаться одному и нуждается в помощи и поддержке окружающих.

Пахучие ноги: Джейн Шиан называет это «эффектом скунса» и трактует интенсивный запах ног как желание человека отгородиться от требований окружающих. Обычно это встречается у подростков, которые буквально живут под давлением — все эти «не приходи поздно», «не прокалывай пупок», «сделай уроки» выведут из себя любого.

Большой палец изогнут в сторону: причиной изгиба не обязательно является бурсит — воспаление сустава. Палец может быть изогнутым от природы. Если он изогнут под большим углом, — скорее всего, человек слишком много делает для других, совершенно забывая о собственных интересах. Небольшой угол изгиба характеризует человека, готового помочь, но без излишнего фанатизма.

Совершенно прямой большой палец: данная черта говорит о том, что ее обладатель — сильная личность, умеет в нужный момент сказать «нет» и не брать на себя никчемные обязательства.

Большой палец широко отставлен от остальных: большой зазор между большим и вторым пальцем характеризует человека, у которого связь между логическим и эмоциональным началом очень слаба. Иными словами, такой человек «сперва делает, а потом думает». С ним часто бывает такое, что он соглашается на какое-то предприятие, а на следующий день его вдруг осеняет «Боже мой, и зачем я только в это ввязался?!». Чем больше зазор между большим и вторым пальцем, тем сильнее отстает эмоциональное восприятие от поступков.

Короткий мизинец: его обладатель умеет повеселиться и любит простые радости жизни. Например, он с восторгом может поваляться в куче листвы, поиграть в снежки и подраться подушками.

Мизинец «лежит на боку»: если мизинец повернут в сторону так, что ноготь «смотрит» не в потолок, а на стену, это означает, что его обладатель прекрасно понимает общественные нормы, но сумел выработать свой особый стиль поведения. Как правило, люди с такими мизинцами отличаются бунтарским духом и желанием все всегда сделать по-своему.

Детская стопа (развитие, рефлексы, свод стопы ребенка)

Внутриутробное развитие стопы ребенка

В эмбриональном периоде с 1-й по 8-ю неделю гестации происходят следующие изменения:

  • 3-я неделя — появление выростов нижних конечностей;
  • 6-я неделя — появление изгиба стопы и подошвенной поверхности;
  • 7-я неделя — параллельная установка осей нижних конечностей;
  • 8-я неделя — поворот стоп друг к другу своей подошвенной поверхностью.
  • В фетальном периоде, начиная с 9-й недели, происходят следующие изменения:
  • 9-я неделя — появление голеностопных суставов;
  • 10-я неделя — разворот бедер и голеней вокруг продольной оси;
  • 11-я неделя — супинация заднего отдела стопы;
  • 12-я неделя — супинация таранной кости;
  • 28-я неделя — расширение и смещение в латеральном направлении таранной кости и ротация костей голени;
  • 29-я неделя — увеличение ширины пяточной кости в заднем отделе;
  • 36-я неделя — поворот стоп вокруг оси. Во внутриутробном периоде существует следующий порядок оссификации костей:
  • 9-я неделя — 5-я плюсневая;
  • 11-я неделя — дистальная фаланга 1-го пальца;
  • 12-я неделя — проксимальные и дистальные фаланги всех пальцев;
  • 17-я неделя — средняя фаланга 2-го пальца;
  • 18-я неделя — средняя фаланга 3-го и 4-го пальцев; 21-я неделя — средняя фаланга 5 пальца; между 22-й и 25-й неделями — начало оссификации пяточной кости;
  • между 25-й и 31-й неделями — начало оссификации таранной кости;
  • после 37-й недели — начало оссификации кубовидной кости.

Процесс оссификации протекает эксцентрично по отношению к хрящевому зачатку кости. Окостенение таранной кости начинается в ее шейке и продолжается в проксимальном направлении. Оссификация пяточной кости начинается в дистальной части и продолжается проксимально к области фасеток. Окостенение кубовидной кости происходит из ее центральной части и распространяется равномерно во все стороны. Оссификация ладьевидной кости начинается в центральной части, а затем переходит на ее дистальную часть.

Свод стопы ребенка

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой, строение и функция которой соответствуют задачам опоры и движения на данном этапе развития организма. Для стопы первохода, совершающего первые шаги, характерным является низкий свод, обширный слой подкожной жировой клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки. В норме в стопе имеются 3 свода, расположенные в двух плоскостях. В сагиттальной плоскости есть наружный и внутренний продольные своды. В состав наружного свода входит пяточная, кубовидная, 4-я и 5-я плюсневые кости. В состав внутреннего свода входят пяточная, таранная, ладьевидная, 1-я, 2-я и 3-я клиновидные, 1-я, 2-я и 3-я плюсневые кости. Вершиной внутреннего свода считают либо таранно-ладьевидный сустав, либо бугристость ладьевидной кости. Высота свода представляет собой расстояние от поверхности опоры до вершины свода. Во фронтальной плоскости поперечный свод стопы ребенка расположен на уровне предплюсны. Клиновидные кости в среднем отделе имеют более широкую тыльную часть и более узкую подошвенную часть, благодаря чему, сложенные вместе, они образуют дугообразную фигуру свода стопы. Кости, составляющие свод, находятся под действием активных мышечных сил. Задняя большеберцовая мышца осуществляет супинацию стопы. Передняя большеберцовая мышца осуществляет тракцию среднего отдела стопы кверху. У новорожденного свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц дистального отдела конечности. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что, по классификации Стахели, является возрастным физиологическим плоскостопием.

Физиологическое, или инфантильное, плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгуса заднего отдела стопы, который в возрасте от 3 месяцев до 3 лет колеблемся в пределах 5-10°. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап в развитии детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствует особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленького ребенка:

  • максимальная конгруэнтность подтаранного сустава;
  • адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варуса и вальгуса голени и коленного сустава;
  • облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось;
  • увеличение нагрузки на медиальный край стопы и большой палец, роль которого возрастает по мере взросления;
  • увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе;
  • соответствие большой ширине шага у первохода;
  • облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую во фронтальной плоскости;
  • плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

У маленького ребенка при низком костном своде стопы имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. У новорожденного толщина жирового слоя под пяточным бугром колеблется в пределах от 3 до 8 мм, в среднем составляя 4 мм. В раннем детском возрасте подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности имеет большую толщину. Основная масса жира расположена по медиальному краю стопы под внутренним костным сводом и под пяточной костью. Жировая масса имеет ячеистое строение и пронизана густой сетью фиброзных волокон, идущих от пяточного бугра к подошвенной фасции, в основном по внутреннему краю стопы. Объем жировой клетчатки коррелирует с весом тела. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3-летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается до минимума в возрасте 7-10 лет. Избыток мягких тканей имеет значение для ходьбы ребенка. Во-первых, подкожная жировая клетчатка увеличивает площадь опоры стопы, обеспечивает нагрузку на внутренний край стопы в соответствии с вальгусом пятки и большой шириной шага. Во-вторых, мягкие ткани выполняют роль амортизатора при ходьбе. В фазу переднего толчка реакции опоры происходит компрессия и смещение мягких тканей под пяточной костью, что обеспечивает уменьшение ударной нагрузки на конечность и способствует торможению движения. В фазу заднего толчка большая подвижность мягких тканей соответствует относительно пассивному отрыву стопы от опоры.

По мере роста происходит увеличение высоты свода стопы, что связано с ростом костей и увеличением силы мышц стопы и голени, которые осуществляют тракцию костей стопы. Самое значительное увеличение свода имеет место в возрасте от 3 до 6 лет и, менее выраженное, от 7 до 10 лет. По данным С. Ф. Годунова, окончательное формирование стопы происходит в возрасте 7-9 лет, а по мнению М. Пфайффер — в-10 лет. На фоне увеличения высоты костного свода происходит уменьшение вальгуса заднего отдела стопы с 5-10° в возрасте 3 лет до 3-8° в 4 года, до 1-6° в 5 лет, до 0-5° в 6 лет, до 0-2° в 7 лет; по данным М. Пфайффер с 6,4° в 3 года до 4,5° в 6 лет. С возрастом физиологическое увеличение высоты свода, уменьшение вальгуса заднего отдела стопы и уменьшение объема жировой клетчатки являются причиной уменьшения частоты плоскостопия: с 98% в 2 года до 4,3% в 9 лет; с 70% в 3-4 года до 40% в 5-8 лет; с 57% в 2-3 года до 40% в 5-6 лет; с 54% в 3 года до 24% в 6 лет; с 14% в 6 лет до 9% в 7 лет.

Форма продольного свода удерживается благодаря действию пассивного и активного стабилизаторов. Основным пассивным стабилизатором являются таранно-ладьевидная, пяточно-кубовидная и пяточно-ладьевидная связки, а также подошвенный апоневроз. У детей пяточно-ладьевидная связка имеет меньшее значение, чем у взрослых. Поперечный свод стабилизируют связки межклиновидных суставов. Основным активным стабилизатором, удерживающим продольные и поперечный своды, является задняя большеберцовая мышца, которая прикрепляется к бугристости ладьевидной кости. Она осуществляет инверсию стопы в подтаранном суставе, приведение переднего отдела и супинацию всей стопы. При сокращении мышцы кости стопы образуют дугу свода. По мере формирования стопы происходит уменьшение объема мягких тканей на подошве и возрастание роли костного свода в функции стопы. Костный свод начинает амортизировать реакцию опоры ноги и распределять нагрузку по костям стопы. Во время ходьбы и стояния свод выполняет рессорную функцию, что вызывает изменение его высоты. Под действием веса тела медиальный продольный свод опускается на 3,5 мм, что составляет 1/3 его высоты, а при уменьшении нагрузки происходит подъем свода.

У ребенка оценку состояния сводов стопы начинают с определения силы мышц голени, которые поддерживают свод. Исследуют все движения в голеностопном и подтаранном суставах. Отмечают степень сопротивления движениям, силу отдельных мышечных групп и баланс мышц, которые двигают стопой. Делают максимально возможную пассивную пронацию стопы в состоянии разгибания. При сочетании низкого свода с вальгусом среднего отдела ладьевидная кость и головка таранной кости выступают в медиальном направлении до контура внутренней лодыжки. Определяют степень натяжения подошвенной фасции. В норме на подошвенной поверхности стопы наблюдают натяжение подошвенного апоневроза, который контурируется под кожей. При плоскостопии во время движений в плюснефаланговых суставах стопы не происходит натяжения подошвенной фасции, не наблюдается увеличения углубления свода стопы и подошвенный апоневроз остается в расслабленном, вялом состоянии. Ребенка обследуют на зеркальном плантографе. В норме в положении стоя видна опора на наружный край стопы, отсутствие опоры на под сводную часть стопы и углубление свода при подъеме на носки. При плоскостопии имеется опора на под сводную часть стопы, а также отсутствие изменений высоты свода, когда ребенок встает на носки. Вальгус заднего отдела стопы определяют во фронтальной плоскости по величине угла между вертикальной осью голени и осью пятки в положении ребенка стоя. В литературе описана разная величина нормального угла вальгуса заднего отдела стопы у ребенка от 4° до 15°.

Степень плоскостопия определяют по отпечатку подошвенной поверхности стопы, который получают с помощью зеркального или чернильного плантографа, плантоскопа с видеокамерой, сенсорного педографа и т. д. Отпечаток стопы оценивают визуальцым методом, обсчитывают с помощью ручных способов и программных средств.

Визуальная классификация плоскостопия на зеркальном плантографе по Пфайфферу:

  • нормальная стопа — свод понижен, но различим;
  • плоскостопие средней степени — свод стопы отсутствует;
  • выраженное плоскостопие — мягкие ткани на подошвенной поверхности стопы выступают из-под свода вовнутрь.

У детей младшего возраста расчет состояния свода затруднен в связи с наличием толстого слоя подкожной жировой клетчатки. У детей в возрасте до 2—3 лет применяют расчет степени плоскостопия по Деннису.

Проводят две касательные к наружному и внутреннему краям отпечатка, расстояние между касательными разделяют центральной линией на две равные части.

Качественная классификация плоскостопия по Деннису:

  • 1-я степень — отпечаток среднего отдела стопы не заходит за центральную линию;
  • 2-я степень — ширина отпечатков среднего и переднего отделов стопы одинакова;
  • 3-я степень — отпечаток среднего отдела стопы шире, чем переднего.

В более старшем возрасте применяют метод расчета по перпендикуляру к касательной. Касательную разделяют на две равные части и в ее центре восстанавливают перпендикуляр, который проходит через

среднюю часть отпечатка. Перпендикуляр от касательной до наружного края отпечатка разделяют на три равных отрезка и определяют соотношение отрезков с внутренним краем отпечатка. В возрасте до 3 лет граница внутреннего края отпечатка расположена в середине центрального отрезка. С возрастом граница смещается по направлению к наружному краю стопы.

Для определения степени плоскостопия используют количественные параметры обсчета отпечатка стопы.

Индекс ширины стопы. Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину переднего отдела стопы в области плюснефаланговых суставов. Уплощение 1-й степени — 0,5; 2-й степени — 1,0; 3-й степени — больше 1,0.

Индекс соответствия. Частное от деления ширины в области плюснефаланговых суставов на длину стопы, умноженное на 100.

Возрастной коэффициент плоскостопия. Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину в пяточной части. Коэффициент в возрасте до 6 месяцев составляет 1,3, а затем снижается и в возрасте 4 лет достигает 0,75.

Рефлексы со стопы ребенка

Стопа является обширным рецептивным полем. Раздражение нервов на подошвенной поверхности стопы вызывает рефлекторную реакцию мышц ноги, которая влияет на положение тела в пространстве.

Для младенческого возраста характерны примитивные рефлексы. Это автоматические моторные ответы, интегрированные на уровне спинного мозга и обусловленные недостаточной миелинизацией НС. Во время роста и развития примитивные рефлексу сохраняются до определенного времени. Их наличие у взрослого является признаком патологии. Наиболее распространенным клиническим тестом для исследования примитивных реакций со стопы является рефлекс Бабинского. Рефлекс считается положительным, если при штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы в наружном отделе от пятки к пальцам происходит либо изолированное разгибание 1-го пальца, либо одновременное разгибание большого пальца и разведение 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев во все стороны. Реакяцю рассматривают либо как общий защитный укорачивающий рефлекс, либо как составную часть процесса локомоции, обеспечивающую перекат стопы. Симптом Россолимо представляет собой сгибание стопы при ударе по подошвенной поверхности ногтевой фаланги пальцев. Симптом Бехтерева-Мари-Фуа, или тройного укорочения, заключается в сгибании в тазобедренном, коленном суставах и разгибании в голеностопном суставе при пассивном сгибании пальцев стопы, Для примитивных симптомов характерна большая вариативность. При вызывании у новорожденного подошвенного ответа он носит разгибательный характер от 74% до 90%, сомнительный характер от 7% до 17% и сгибательный характер от 3% до 9%. Подошвенный ответ у новорожденного чаще носит симметричный и реже асимметричный характер, что снижает его клиническую ценность. На фоне уменьшения частоты разгибательного ответа и увеличения частоты сгибательного ответа соотношение симметричных и асимметричных ответов на протяжении роста приблизительно одинаково.

На протяжении первого года жизни происходит уменьшение частоты разгибательного подошвенного ответа.

По мере роста и созревания НС разгибательный ответ у нормального ребенка превращается в сгибательный. Трансформация подошвенного ответа в большинстве случаев происходит в возрасте 6 месяцев. У 9-месячного ребенка подошвенный ответ носит сгибательный характер в 69%, и у 11-месячных — в 86% случаев. По данным литературы, сроки полного исчезновения рефлекса Бабинского колеблются в пределах от 4 месяцев до 2 лет. В возрасте старше 3 лет положительный симптом Бабинского рассматривают как признак патологии.

У младенца имеются постуральные тонические рефлексы с кожных покровов стопы. Это дистантно расположенные триггерные механизмы. Опора на стопу запускает каскад рефлексов в виде координированного действия нескольких мышц, направленных -йа поддержание вертикального положения тела. Скорость и интенсивность рефлекторной реакции зависят от зрелости НС, плотности контакта стопы с опорой, степени растяжения мышц и связок нижней конечности. Основными тоническими рефлексами со стопы в порядке продолжительности их существования по мере роста являются разгибательный, эверсионный, инверсионный и хватательный.Разгибательный рефлекс возникает при раздражении кожи в центре пяточной области.

  1. Эверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 5-го плюснефалангового сустава и 5-го пальца.
  2. Инверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 1-го плюснефалангового сустава и большого пальца.
  3. Хватательный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 2-3-го плюснефаланговых суставов.

Статья написана по материалам сайтов: sustavs.com, geekrunner.org, www.kosma63.ru, www.shoes-report.ru, www.sweli.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]